Экономический факультет

ВОВ

Название специализированного модуля по выбору студента:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА(В КОНТЕКСТЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ).

Ф.И.О. лектора: кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наукСтецкевич Пётр Тадеушевич.

Цели специализированного модуля по выбору студента:

1. Изучение основных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, вклада белорусов в разгром немецко-фашистских захватчиков, влияния военных событий на судьбы народов СССР и Европы.

2. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества.

3. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:

– ведения дискуссии;

– исторического анализа;

– работы с историческими документами, научной и публицистической литературой.

Пререквизиты: история.

Содержаниеспециализированного модуля по выбору студента.

СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны.

Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация фашистским блоком стран Европы в 1939–1941 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Борьба против немецкой агрессии.

НачалоВеликой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси

Разгром фашистского блока. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от гитлеровских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Рекомендуемая литература:

1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск: БГУ, 2004. – 279 с.

2. Беларусь у гады Другой сусветнайвайныі Вялікай Айчыннайвайны (верасень 1939 г. –верасень 1945 г.) // ГісторыяБеларусі: У 2 ч. –Мінск, 2003.– Ч. 2. –С. 217–279.

3. В годы суровых испытаний // Новейшая история Отечества. XXв.: Учебник для студентов вузов: В 2 т. –М., 1998. –Т. 2. –С. 129–233.

Язык обучения: русский, белорусский.

 

История мировой культуры

Название специализированного модуля по выбору студента:

«История миро-вой культуры».

Ф.И.О. лектора: кандидат культурологии, доцент кафедры общественных нау-к Банцевич Павел Казимирович.

История мировой культуры – отрасль социогуманитарного знания, которая исследует сущность и эволюцию мирового культурного процесса, анализирует культурную макродина-мику в контексте определенных исторических эпох, выявляет основные тенденции и общие закономерности развития культуры. Данная дисциплина рассматривает различные культурные стили, формы, идеалы, ценности, стремится раскрыть особенности творчества выдающихся культурных деятелей. В ней нашли отражение изучение культуры прошлого и современности с позиций многомерности, осмысление культуры личности и межличностных отношений в ус-ловиях многообразия интересов и культурного плюрализма; анализ проблем соотношения тра-диций и инноваций, национального и общечеловеческого в культуре. Содержание курса ори-ентирует учащихся на осмысление общечеловеческих культурных ценностей и соотношение их с ценностями белорусской национальной культуры.

Основные темы курса:

- Теоретические модели типологии культуры;

- Первобытная культура;

- Культура древних цивилизаций (IV тыс.-VI вв. до н.э.);

- Традиционные культуры Востока;

- Античная культура;

- Культура европейского Средневековья;

- Культура Ренессанса;

- Европейская культура эпохи Нового времени;

- Культура ХХ века;

- Белорусская культура в контексте мировой культуры

Учебный курс «История мировой культуры» формирует у студентов развернутое представление о сущности, строении, типах культуры, закономерностях исторического развития мировой и белорусской национальной культуры, функционировании культуры в обществе и роли личности в социокультурных процессах. История мировой культуры позволяет студентам получить систематизированные знания об основных культурных эпохах и их достижениях, о персоналиях мировой и отечественной культуры, о национально-культурных ценностях Беларуси и способы их защиты.

Данная дисциплина помогает овладеть практическими навыками культурной самоидентификации личности, межкультурной коммуникации и диалога, культурной толерантности, позволяет применять полученные знания в целях прогнозирования социокультурных процессов и их регулирования, в решении проблем личностного выбора и поведения в современном обществе. Изучение предлагаемого курса направлено на расширение общекультурного кругозора студентов и формирование ценностного ядра их мировоззрения, характеристики которого во многом определяют эффективность профессиональной деятельности в сфере управления.

 

Культурология

Название специализированного модуля по выбору студента: Культурология

Ф.И.О. лектора: Банцевич Павел Казимирович, кандидат культурологии, доцент кафедры общественных наук, доцент.

Цели специализированного модуля по выбору студента:

1. Изучение сущности, структуры, функций, форм и типов культуры, особенностей функционирования культуры в обществе и роли личности в социокультурных процессах.

2. Расширение общекультурного кругозора студентов и формирование ценностного ядра их мировоззрения, ориентация на осмысление общечеловеческих культурных ценностей и соотношение их с ценностями белорусской национальной культуры.

3. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества,

4. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:

– ведения дискуссии;

– культурологического анализа;

– использования знаний о культуре в целях прогнозирования и регулирования социокультурных процессов.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Культурология в системе социально-гуманитарного знания. Становление и развитие культурологического знания, его структура. Предмет и задачи культурологии. Многогранность понятия «культура» и его интерпретации. Культура как коллективная память общества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, навыков, ценностей и идеалов.

Становление и развитие культурологического знания. Развитие взглядов на культуру в эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени. Оформление понятия культуры в классической европейской философии. Понимание культуры в постклассической западной философии и русской культурологической мысли конца ХIX- начала XX вв. Основные стратегии современной культурологической мысли.

Морфология культуры. Структура культуры. Артефакт культуры как элементарная единица искусственного мира. Материальная и духовная культура. Символ и культура. Знак и смысл. Язык и культура. Культурная среда и тип ментальности. Иерархия ценностей. Ценности как средство социокультурной регуляции. Классификация культурных норм.

Функции культуры. Информационно-коммуникативная функция культуры. Понятие коммуникации. Проблемы внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Проблема множественности культур и возможности понимания иной культуры. Аксиологическая функция культуры. Культура как процесс формирования и распространения ценностей. Культурные нормы. Социализаторская функция культуры. Культура как форма социализации личности. Деятельность социализирующих институтов как приобщение к нормам и ценностям общества. Социальные и половозрастные роли. Согласование ценностных мотиваций человека с целями и ценностями обще-ства.

Виды культуры. Основные сферы жизни общества как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура как понятие и социальное явление. Правовая культура. Проблемы формирования правовой культуры в современном обществе. Религиозная культура и проблема веротерпимости. Нравственная культура. Проблемы нравственного воспитания в современном обществе. Художественная культура. Виды искусства.

Рекомендуемая литература:

1. Банцевич П.К. Культурология: курс лекций по теории культуры. Гродно, 2009.

2. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996; 1998; 2003.

3. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1998; 2003.

4. Культурология. Учебное пособие /Под ред. Лапиной С.В. Мн., 2002.

5. Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник. – СПб.: СПГУВК, 1995.

6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. Мн., 1998.

7. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

Язык обучения: русский, белорусский.

 

Психология межличностных отношений

Название специализированного модуля по выбору студента: Психология межличностных отношений

Ф.И.О. лектора: профессор Карпук Владимир Владимирович

Цели специализированного модуля по выбору студента: Развивать психологическую культуры студентов. Сформировать систематизированные теоретические знания относительно структуры процесса общения, условий и закономерностей конструктивного общения и многообразия подходов исследования межличностных отношений. Научиться анализировать различные межличностные отношения.

Пререквизиты: Психология

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Психология межличностных отношений – это раздел социальной психологии, в котором рассматриваются закономерности общения и взаимодействия; раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление. Исследуются структура и функции общения, его механизмы.

Основные темы психологии межличностных отношений:

- структура и функции общения;

- межличностное восприятие и понимание;

- особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений;

- развития межличностных отношений и формирования черт характера;

- эмпатия как механизм развития межличностных отношений;

- феномен доверия-недоверия в межличностных отношениях;

- феномены межличностной привлекательности и психологической совместимости;

- эффективное общение и правила слушания;

- предотвращение и разрешение конфликтных отношений;

- психологический анализ ревности;

- психологический анализ зависти;

- психологический анализ дружбы;

- психологический анализ любви;

- добрачные, внебрачные и семейные отношения;

Рекомендуемая литература:

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2003.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

Методы преподавания: Проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы, психологический тренинг, мозговой штурм, дискуссия, круглый стол и др.

Язык обучения: Русский, белорусский.

 

Педагогика семейного воспитания

Название специализированного модуля по выбору студента: Педагогика семейного воспитания

Ф.И.О. лектора: Малиновская Т.И.

Цели специализированного модуля по выбору студента: Изучение основных тенденций и закономерностей воспитания детей в семье с целью, формирование основ педагогической культуры родителей

Пререквизиты: Педагогика

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Семейная педагогика как наука о воспитании детей в семье. Семья как социальный институт формирования личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Любовь как духовная основа семьи (любовь матери, отца к ребенку, между супругами). Стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Методы воспитания: поощрение, наказание, пример, убеждение. Педагогическая культура родителей.

Рекомендуемая литература:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПБ.: Питер, 2011

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. М.: Академия, 1999

Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006

Методы преподавания: Метод проблемного изложения, эвристической беседы и коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (дискуссия, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и др.)

Язык обучения: русский

 

Экономическая социология

Название специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна.

Цели специализированного модуля по выборустудента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов, регулирующих экономические отношения и определяющих тип экономического поведения социальных субъектов; глубокое понимание сущности социально-экономических процессов на макро- и на микроэкономическом уровнях. Овладеть практическими навыками применения основных социологических методов для анализа конкретных социально-экономических ситуаций; формировать умения принимать оптимальные управленческие решения экономических проблем с помощью социальных технологий; использовать возможности человеческого фактора в управлении экономикой.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности существования экономической сферы общества. Она рассматривает развитие экономики как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов – различными интересами, поведением, взаимодействием отдельных личностей, социальных групп, общностей, институтов, слоёв общества. Экономическая социология выявляет механизмы, которые порождают взаимосвязи двух сфер общественной жизни – экономической и социальной, и соответственно взаимодействие экономических и социальных процессов. Достижения данной науки позволяют использовать специфические особенности социальных механизмов регулировать протекание экономических процессов.

Основные темы экономической социологии:

- социальные механизмы развития экономики;

- социальные факторы, определяющие экономическую деятельность и поведение личностей, социальных групп, общностей и слоёв, которые оказывают влияние на развитие экономической сферы общества;

- экономическая деятельность и её мотивация, особенности мотивации различных форм социально-экономического поведения личностей и социальных общностей;

- влияние хозяйственной системы на социально-экономическую структуру общества;

- влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности на эффективность общественного труда;

- взаимодействие социальных и экономических факторов, определяющих возникновение и развитие социально-экономических процессов (экономического подъема или спада, кризисов) на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях;

- социальная и экономическая эффективность управленческих решений.

Рекомендуемая литература: Бабосов, Е.М. Экономическая социология: Учебное пособие / Е.М.Бабосов. – Минск, 2004.

Радаев, В.В. Экономическая социология / В.В.Радаев. – М., 2000.

Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов / Г.Н.Соколова. – Минск, 2010.

Силласте, Г. Основы экономической социологии / Г.Силласте. – М., 2001.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

Социология управления

Название специализированного модуля по выбору студента: Социология управления

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна

Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов управленческой деятельности; овладеть методами социологического анализа конкретных управленческих ситуаций, аргументированного выбора теоретико-методологических оснований социального управления; усвоить понятия социальной и духовной эффективности и оптимальности управления. Овладеть практическими навыками применения социальных технологий на макро- и микросоциальном уровнях управления; выбора наиболее эффективных методов создания организационных управленческих систем, формирования коллектива с учетом социальных и психологических особенностей людей; использования социальных факторов лидерства в управлении; применения прикладных социологических исследований для диагностики производственных отношений и принятия оптимальных управленческих решений.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Социология управления – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности процессов управления в системе социальных отношений. Выявляя зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, она рассматривает управленческие отношения как особый вид социальных отношений, которые проявляются в различных типах социальных систем, институтов, организаций, обществе в целом, и обеспечивают их устойчивое развитие, упорядочение и совершенствования их структур, достижение их целей.

Основные темы социологии управления:

 общество как управляемая система; содержание управленческих процессов, характеризующих развитие общества как целостной саморегулирующейся системы; управление как система социального взаимодействия;

 управление как деятельность; социальные особенности, формы, методы и средства управленческой деятельности; социальные технологии управления;

 социальная структура управления, особенности планирования, программирования и прогнозирования в социальном управлении, макро- и микросоциальный уровни управления;

 деятельность органов управления (государственных и общественных) как социальных систем – подбор, формирование, расстановка управленческих кадров; отношения между организационными структурами, работниками аппарата управления и подчинёнными;

 социальная сущность лидерства; эффективность профессиональной подготовки управленческих кадров;

 роль социологической информации в системах управления; проведение социологических исследований и использование их результатов в управленческой практике.

Рекомендуемая литература:

Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2002.

Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления / А.И.Кравченко, И.О.Тюрина. – М., 2004.

Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П.П.Украинец. – Минск, 2008.

Управление – это наука и искусство. – М., 1992.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

История экономических учений

Название специализированного модуля по выбору студента История экономических учений

Специальность

1-740101 «Экономика и организация производства в отраслях АПК»

1-26020207 «Менеджмент (информационный)»

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

1-49010101 «Технология хранения и переработки зерна»

1-49010102 «Технология хлебопекарного, макаронного кондитерского производства и пищеконцентратов»

1-49010201 «Технология мяса и мясных продуктов»

1-49010202 «Технология молока и молочных продуктов»

1-740201 «Агрономия»

1-740204 «Плодоводство»

1-740203 «Защита растений и карантин»

1-740205 «Агрохимия и почвоведение»

1-740301 «Зоотехния»

1-740302 «Ветеринарная медицина»

Курс обучения 2, 1 курс НИСПО

Семестр обучения 4, 2 (для 1 курса НИСПО)

Трудоёмкость в зачётных единицах 2

Ф.И.О. лектора/профессора ассистент Федорович Ольга Олеговна

Цели специализированного модуля по выбору студента

Изучение процесса возникновения, развития, смены экономических учений в различные исторические эпохи.

Пререквизиты Экономика

Содержание специализированного модуля по выбору студента

Введение. Предмет, проблемы методологии и структура курса.

Экономическая мысль Древнего мира. Возникновение экономической мысли. Особенности формирования экономических воззрений Древневосточных обществ.. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические представления античного христианства.

Экономическая мысль Средневековья. Меркантилизм.

Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Родоначальники «классической школы» политической экономики.

Экономическое учение А. Смита. «Классическая школа» в трудах последователей. Маржинализм.

Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений. Институциализм. Теории рынка и конкуренции. Кейнсианство. Неоклассическое направление экономической мысли.

Рекомендуемая литература

1. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск : ИВЦ Минфина, 2011. — 469 с.;

2. История экономических учений: учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 5-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2006. – 340 с.;

3. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров; изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-м, 2004. – 480 с.

Методы преподавания

Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний

Язык обучения Русский

 

Теория эффективности

Название курса по выбору студента: Теория эффективности

Специальность: 1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса

Курс обучения: 3

Семестр обучения: 1

Трудоемкость в зачетных единицах: 2

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя: Кандидат сельскохозяйственных наук Горчакова Ольга Ивановна

Цели предлагаемого для изучения курса по выбору студента: Формирование глубоких фундаментальных знаний о сущности эффективности, критериях, показателях, факторах и резервах ее повышения в сельском хозяйстве

Содержание курса по выбору студента: Понятие эффективности и факторы производства. Критерии эффективности функционирования сельского хозяйства. Система показателей эффективности сельскохозяйственного производства. Факторы эффективности сельского хозяйства. Влияние на эффективность сельского хозяйства природных факторов и научно-технического прогресса. Роль общественных форм труда в повышении эффективности экономики. Общественные формы труда. Разделение труда. Кооперация труда. Концентрация производства. Обмен. Организация. Личностный фактор человеческой деятельности. Государственное вмешательство в экономику. Определение потерь и резервов и их взаимосвязи. Методология выявления резервов роста эффективности производства. Организационно-экономические резервы и механизм повышения эффективности сельского хозяйства. Оптимизация объема производства и соотношений между производственными ресурсами в сельскохозяйственных предприятиях республики. Трансформация форм собственности как необходимое условие совершенствования организационно-экономических отношений. Совершенствования механизма распределения доходов.

Рекомендуемая литература: 1. Константинов, С.А. Теория эффективности сельского хозяйства : учеб. пособие / С. А. Константинов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2013. – 180 с. 2. Государственное регулирование сельского хозяйства: Учеб. пособие для с.-х. вузов / В.А. Воробьев, С.А. Константинов, В.Д.Шмыков и др. – Минск: Ураджай, 1998. – 343 с. 3. Константинов С.А. Вопросы теории эффективности сельского хозяйства/ С.А. Константинов; Белорус. науч.-исслед. ин-т экономики и информ. АПК; Под ред. В.Г. Гусакова – Минск, 1997.– 187 с. 4. Константинов С.А. Потери и резервы эффективности производства в аграрном комплексе: (теория и практические аспекты) / С.А. Константинов; Белорус. науч.- исслед. ин-т экономики и информ. АПК; Под ред. В.Г. Гусакова – Минск, 1998.– 129 с. 5. Константинов С.А. Факторы и резервы повышения эффективности сельского хозяйства Беларуси (теория, методология и практические аспекты) / С.А. Константинов; Ин- т аграрной экономики НАН Беларуси; Предисл. В.Г. Гусакова – Минск, 2003.– 199 с. – (Монография). 6. Экономика организаций и отраслей агропромышленно- го комплекса: в 2 кн./ В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В.Г. Гусакова. Минск: Белорус. наука, 2007. Кн.1.891 с.

Методы преподавания: Проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний

Язык обучения: Русский

 

Предпринимательство

Предпринимательство

Ведущий преподаватель: О.И. Чурейно, ассистент кафедры организации производства в АПК уо «ггау»
В комплексе мер по переходу к рыночной экономике немаловажное значение приобретает активизация производственно-хозяйственной деятельности людей.
Правильное осуществление предпринимательской деятельности требует от не только высоких профессиональных знаний для выполнения для выполнения производственной программы в своей области деятельности, но умело подбирать и расставлять кадры, организовывать и оформлять их работу, определять возможные перспективы развития бизнеса, выявлять и своевременно нейтрализовывать рискованные ситуации на рынке, используя при этом различные методы и способы воздействия.
Цель изучения дисциплины «Предпринимательство» - вооружить студентов научными знаниями по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях белорусской экономики, а также формирования у студентов профессиональных знаний и навыков в области предпринимательства.
Задачи курса:
- формирование у студентов комплекса знаний о предпринимательской деятельности;
- привить практические навыки по вопросам составления бизнес-плана, расчета сумм налоговых выплат, себестоимости произведенной продукции, реализационных цен и показателей эффективности производства продукции;
-приобретение знаний по технологии принятия решений, организации и контролю их выполнения;
- освоение студентами теоретических знаний для применения их на практике на предприятиях АПК.
Таким образом, после изучения курса студент должен уметь на практике адекватно оценивать результаты деятельности предприятия; рационально использовать имеющиеся ресурсы и т.д.

Основные темы курса:

  • История развития предпринимательства. Определение сущности предпринимательской деятельности.
  • Виды и типы предпринимательства.
  • Субъекты предпринимательской деятельности.
  • Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.
  • Основные источники финансирования бизнеса.
  • Договорные отношения предпринимателей с хозяйствующими партнерами.
  • Налогообложение и ценообразование в деятельности предпринимателей.
  • Риски в предпринимательской деятельности.
  • Предпринимательская тайна.
  • Этика и культура предпринимательства и др.

 

Методы оптимизации

Название специализированного модуля по выбору студента: Методы оптимизации

Ф.И.О. лектора: старший преподаватель Ананич Игорь Гариевич

Цели специализированного модуля по выбору студента:

Целью изучения курса является овладение студентами основными понятиями и методами методов оптимизации для решения прикладных задач. Основное внимание уделяется обоснованию математической постановки задачи и метода её решения, практическому применению методов оптимизации к решению конкретных задач с привлечением современного программного обеспечения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать основные результаты новейших исследований по проблемам применения математических методов в экономике; современные математические методы и модели, применяемые в управлении экономическими, финансовыми, маркетинговыми и управленческими процессами; компьютерные средства реализации математических методов.

- Уметь применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; использовать математические методы как основу для моделирования и прогнозирования экономических процессов; анализировать, планировать и принимать решения, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования.

- Владеть навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением математического инструментария; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области применения математических методов в экономике, используя современные образовательные технологии; навыками участия в научных и практических дискуссиях.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Современное состояние математических наук характеризуется широким спектром разнообразных методов решения практических задач в области экономики. Особенность применения математических методов к практическим задачам состоит в том, чтобы экономическую задачу переописать в математическую. Содержание дисциплины «Методы оптимизации» направлено на решение указанной проблемы.

Переход к рыночной экономике неотъемлем от процессов планирования, регулирования, управления и прогнозирования производственными и технологическими процессами. В этой связи актуальным становится применение методов и моделей оптимизации для решения возникающих производственно-экономических задач, определения и выбора вариантов экономического развития на перспективу, обеспечения оптимального распределения ресурсов для эффективного использования ресурсного потенциала предприятий.

Основные темы методов оптимизации:

- общее представление о задаче оптимизации;

- линейное программирование;

- нелинейное программирование;

- оптимальные решения для отдельных классов задач оптимизации в экономике;

- методы оптимальных решений в условиях неопределенности.

Рекомендуемая литература:

1. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Орлова И.В. Экономико-математические

методы и прикладные модели. Учебник для бакалавров, изд.3, М.: Юрайт издат., Высшее образование, 2012. – 246 с.

2. Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: учебное пособие, - М.: Вузовский учебник, 2011. – 324 с.

3. Грачева М.В. и др. Моделирование экономических процессов: Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 402 с.

4. Черноруцкий, И.Г. Методы оптимизации и принятия решений [Текст]: учебное пособие – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 384 с.

Методы преподавания: компаративный, проблемный, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

 

Исследование операций

Название специализированного модуля по выбору студента: Исследование операций

Ф.И.О. лектора: старший преподаватель Ананич Игорь Гариевич

Цели специализированного модуля по выбору студента:

Цель курса: изучить общие вопросы теории исследования операций и научиться применять ее методы для качественного и количественного обоснования принимаемых решений в задачах управления экономическими системами, а также помочь сформировать практические навыки в вопросах постановки и решения оптимизационных экономических задач методами исследования операций. Базовыми составляющими данного курса являются: общий обзор процесса исследования, типы и виды исследований и методов их проведения, роль исследования.

Основные задачи курса:

• ознакомить студентов с основными понятиями и теоретическими вопросами исследования операций;

• сформировать навыки организации и проведения исследований с помощью методов исследования операций;

• научить использовать прикладные программные средства для решения задач исследования операций.

• воспитать информационную культуру студентов при работе с компьютером.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям эффективного функционирования процесса.

Эффективность производственной деятельности в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия управленческих решений, реализовать которые позволяют специальные методы, названные методами теории исследования операций.

Под исследованием операций понимается применение математических, количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

Основные темы исследования операций:

- роль исследования операций в процессе производства;

- построение математических моделей производственных и экономических задач;

- математическое программирование. Линейное программирование. Задачи линейного программирования;

- методы решения задач линейного программирования;

- элементы теории игр;

- модели целочисленного линейного программирования;

- модели сетевого планирования и управления;

- другие экономические и производственные задачи исследования операций.

Рекомендуемая литература:

1. Грызина Н.Ю., Мастяева И.Н., Семенихина О.Н., Тимашков П.С. Математические методы исследования операций: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по изучению дисциплины /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), – М., 2005.

2. Исследование операций в экономике: учебное пособие / под ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: Маркет ДС, 2007. – 408с. – (Университетская серия)

3. Катулев А.Н., Северцев Н.А. Математические методы в системах поддержки принятия решений. – М.: Высш.шк.,2005. – 311 с.

4. Мастяева И.Н., Горбовцов Г.Я., Семенихина О.Н. Исследование операций в экономике: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), – М., 2005.

Методы преподавания: компаративный, проблемный, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

 

Методика экономических исследований

Название специализированного модуля по выбору студента: Методика экономических исследований

Ф.И.О. лектора: ассистент Толкач Галина Владимировна

Цель курса состоит в систематизации и углублении знаний студентов в области анализа и прогноза развития экономических явлений, процессов и систем, освоении комплексного подхода к решению поставленных задач, к обоснованию темпов и направлений развития агропромышленных формирований, предприятий в условиях рынка.

Основные задачи курса:

- дать основные теоретические знания о современных методах и приемах экономических исследований;

- выработать у студентов навыки системного подхода при проведении экономических исследований.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Решение проблем экономики зависит от степени владения методами и приёмами экономических исследований и от умения будущего специалиста использовать пакеты прикладных программ на персональных компьютерах для оперативной обработки информации.

При системном подходе к решению любой проблемы будущий специалист должен применить весь комплекс знаний, использовать методические приёмы в определённой связи и последовательности.

Основные темы:

- сущность и содержание экономических исследований;

- накопление материала для экономического исследования;

- исторический метод исследования;

- абстрактно-логический метод исследования;

- монографический метод исследования;

- экспериментальный метод исследования;

- экономико-статистический метод исследования;

- расчетно-конструктивный метод исследования;

- балансовый метод исследования;

- экономико-математический метод исследования;

- социологический метод исследования;

- оформление результатов экономических исследований;

Рекомендуемая литература:

1. Бабков, Г.А. Методика аграрно-экономических исследований / Г.А. Бабков. Кишинев: Штиинца, 1985. 234 с.

2. Колеснёв, В.И. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности предприятий АПК: учеб.пособие / В.И. Колеснёв. Горки: БГСХА, 2004. 244 с.

3. Попович, И.В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве: учеб. пособие / И.В. Попович. М.: Экономика, 1982. 216 с.

4. Шафранская, И.В. Методика экономических исследований: Курс лекций / И.В. Шафранская. Горки: БГСХА, 2007. 204 с.

Методы преподавания: элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод); элементы учебно-исследовательской деятельности; проектные технологии, используемые при проектировании конкретного объекта.

Язык обучения: русский

 

Экономика строительства

Название специализированного модуля по выбору студента: Экономика строительства.

Ф.И.О. лектора: Котяк Т. М.

Цели специализированного модуля по выбору студента: формирование у специалиста знаний и умений по осуществлению управленческой и предпринимательской деятельности, эффективной организации строительного производства в условиях многоукладной экономики; приобретение практических навыков в организации трудовых процессов, в проведении аналитических и планово-экономических расчетов в строительстве.

Пререквизиты: Экономика организации (предприятия)

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Организация строительного производства. Основы проектно-сметного дела. Ценообразование и определение сметной стоимости. Основные фонды в строительстве. Оборотные средства строительных организаций. Экономическая эффективность инвестиций в строительстве. Себестоимость продукции строительной организации. Прибыль и рентабельность в строительстве. Трудовые ресурсы строительных организаций.

Рекомендуемая литература:

1. Александров В.Т., Касьяненко Т.Г. Ценообразование в строительстве. – СПб: Питер, 200.

2. Кредиты, инвестиции / Под ред. Проф. А.Г. Куликова. – М. – Приор, 1994.

3. Матюшин В.Н. Экономика и организация сельского строительства. – М., Колос, 1980.

4. Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. – М.: Экономика, 1993.

5. Серов В.М., Шлычков В.А. Экономика строительства. - М.: Стройиздат, 1985.

6. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.

7. Строительное производство. Энциклопедия. – М.: Стройиздат, 1995.

8. Устименко В.В., Паночкина М.А. Экономика сельского строительства. – М.: Агропроиздат, 1990.

9. Экономика сельскохозяйственного строительства / М.З. Берлин, А.Н. Анюховский, А.С. Выходцев и др. Под ред. М.З. Берлина. – М.: Агропромиздат, 1988.

10. Экономика строительства / Под ред. И.С. Степанова. – М.: Юрайт-М, 2001.

Методы преподавания: Метод проблемного изложения, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский

 

Теория потребления

Название специализированного модуля по выбору студента: Теория потребления.

Ф.И.О. лектора: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики АПК Высокоморный Владимир Иванович.

Цели специализированного модуля по выбору студента:

1. Изучение функции полезности и ее свойств, задачи оптимального потребления, сравнительной статики теории потребления.

2. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:

– ведения дискуссии;

– экономического анализа;

– работы с научной и публицистической литературой.

Пререквизиты: математическая экономика.

Содержание специализированного модуля по выбору студента.

Пространство товаров. Отношения предпочтения и функция полезности. Функция полезности для задачи производственного потребления. Алгоритм вычисления значений функции полезности. Свойства функции полезности для задачи производственного потребления. Предельная (маргинальная) полезность. Закон Госсена. Множества предпочтений и непредпочтений. Поверхности безразличия. Норма, предельная норма замещения двух товаров. Функция полезности для задачи личного потребления.

Бюджетное ограничение. Допустимое множество потребителя. Бюджетная линия. Постановка задачи оптимального потребления. Оптимальное поведение потребителя в неоклассическом случае. Оптимальное поведение потребителя при ограниченном запасе товаров. Геометрическая интерпретация задачи потребления в случае двух товаров. Решение задачи производственного потребления.

Три типа решений задачи оптимального потребления. Функции спроса и их свойства. Предельная полезность добавочного дохода (денег). Геометрическая интерпретация зависимости спроса от дохода. Кривые "доход-потребление". Геометрическая интерпретация зависимости спроса от цен. Кривые "цена-потребление" и спроса. Показатели сравнительной статики. Теорема Слуцкого. Геометрическая интерпретация теоремы Слуцкого в случае двух товаров. Ценные, малоценные, нормальные товары и товары Гиффина. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Эластичность спроса. Алгоритм построения оперативного решения для задачи производственного потребления.

Рекомендуемая литература:

1. Аллен Р. Математическая экономия. — М.: ИЛ, 1963.

2. Ашманов С А. Введение в математическую экономику. — М.: Наука, 1984.

3. Ланкастер К. Математическая экономика. — М.: Сов. радио, 1972.

4. Макаров В.Л., Рубинов A.M. Математическая теория экономической динамики и равновесия. — М.: Наука, 1973.

5. Экланд Н. Элементы математической экономики. — М.: Мир, 1983.

 

Теория производства

Название специализированного модуля по выбору студента: «Теория производства».

Ф.И.О. лектора: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики АПК Высокоморный Владимир Иванович.

Цели специализированного модуля по выбору студента:

1. Формирование у студентов развернутого представления о производственных функциях, основной задаче теории фирмы.

2. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:

– работы с научной и публицистической литературой;

– практических навыков применения экономико-математических методов исследований.

Пререквизиты: математическая экономика.

Содержание специализированного модуля по выбору студента.

Определение производственной функции и ее свойства. Маргинальные продукты. Производственная функция задачи анализа способов производственной деятельности (ПФ ЗАСПД). Закон убывающей доходности. Показатели ПФ и их геометрическая интерпретация. Кривые продукции, среднего и предельного продуктов (фондоотдачи). Примеры производственных функций, их характеристики.

Неоклассическая задача фирмы и ее решение. Решение ЗАСПД в случае ограниченных интенсивностей. Исследование ЗАСПД в неокласической постановке. ЗАСПД с ограниченными факторами. Основные выводы. Двухфакторная модель ЗАСПД. Геометрическая интерпретация решения задачи фирмы. Изокванты и изокосты. Геометрическое решение задачи фирмы в случае одного ограниченного фактора. Кривые издержек, средних и маргинальных издержек. Функции спроса на затраты и функции предложения выпуска, их свойства. Алгоритм нахождения минимальных цен на продукцию и максимальных цен на факторы, при которых производство неубыточно. Структура оптимального решения. Точки переключения. Алгоритмы нахождения точек переключения и структуры оптимального решения.

Показатели сравнительной статики. Основное матричное уравнение теории фирмы. Поведение оптимального предложения выпуска при изменении цен на продукцию. Поведение оптимального спроса на факторы при изменении цен на них. Зависимость спроса от изменения цен на продукцию и предложения от изменения цен на факторы.

Монополия. Цена на продукцию как функция выпуска. Основные свойства функции цен. Монопсония. Цена на фактор как функция затрат. Свойства функции цен. Постановка задачи фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Исследование ЗАСПД в условиях несовершенной конкуренции. ЗАСПД с линейными функциями цен.

Рекомендуемая литература:

1. Аллен Р. Математическая экономия. — М.: ИЛ, 1963.

2. Ланкастер К. Математическая экономика. — М.: Сов. радио, 1972.

3. Макаров В.Л., Рубинов A.M. Математическая теория экономической динамики и равновесия. — М.: Наука, 1973.

4. Экланд Н. Элементы математической экономики. — М.: Мир, 1983.

 

Общее экономическое равновесие

Название специализированного модуля по выбору студента: Общее экономическое равновесие.

Ф.И.О. лектора: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики АПК Высокоморный Владимир Иванович.

Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно взаимодействия между основными участниками экономики – производителями и потребителями – в терминах цен и объемов факторов и товаров..

Пререквизиты: математическая экономика.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Конкурентный рынок. Конкурентное равновесие. Технологические множества. Функция предложения. Функция спроса. Функции совокупного спроса и совокупного предложения. Законы Вальраса. Конкурентное равновесие.

Описание модели Эрроу-Дебре. Лемма Гейла. Свойства функций совокупного спроса и совокупного предложения. Теорема Эрроу-Дебре.

Экономика благосостояния и задача векторной оптимизации. Оптимум Парето. Конкурентное равновесие в модели Эрроу-Дебре и оптимум Парето. Прямая теорема. Оптимальность по Парето и его связь с конкурентным равновесием. Обратная теорема.

Экзогенные и эндогенные величины. Модель конкурентного равновесия с фиксированными доходами. Конкурентное полуравновесие.

Паутинообразная модель. Процесс нащупывания. Алгоритм построения полуравновесной цены на рынке одного товара для линейных моделей. Формирование цен для случая нескрльких товаров. Метод Самуэльсона. Алгоритм нахождения полуравновесных цен для рынка нескольких товаров в случае линейных моделей обмена.

Рекомендуемая литература:

1. Аллен Р. Математическая экономия. — М.: ИЛ, 1963.

2. Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. — М.: Изд-во АН СССР, 1960.

3. Канторович Л.В., Горстко А.Б. Оптимальные решения в экономике. — М.: Наука, 1972.

4. Колмогоров А.Н., Фомин СВ. Элементы теории функций и функционального анализа. — М.: Наука, 1972.

5. Ланкастер К. Математическая экономика. — М.: Сов. радио, 1972.

6. Макаров В.Л., Рубинов A.M. Математическая теория экономической динамики и равновесия. — М.: Наука, 1973.

7. Моришима М. Равновесие, устойчивость, рост. — М.: Наука, 1972.

8. Полтерович В.Л. Равновесные траектории экономического роста. — В кн.: Методы функционального анализа в математической экономике. М.: Наука, 1978. — С.56-97.

9. Самуэлъсон П. Экономика. — М.: Прогресс, 1964.

10. Серебряков Б.Г. Теория экономического равновесия. — М.: Мысль, 1973.

11. Столерю Л. Равновесие и экономический рост. — М.: Статистика, 1974.

12. Терехов Л.Л. Производственные функции — М.: Статистика, 1974.

 

Динамические модели экономики

Название специализированного модуля по выбору студента: Динамические модели экономики.

Ф.И.О. лектора: Ф.И.О. лектора: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики АПК Высокоморный Владимир Иванович.

Цели специализированного модуля по выбору студента: Изучение основных динамических моделей экономики.

Пререквизиты: математическая экономика.

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Общие сведения о модели Неймана. Описание модели, ее характеристики. Невырожденное положение равновесия. Луч Неймана. Существование равновесия в модели Неймана.

Магистральная теория. Оптимальная траектория. Понятие о магистрали. Простейшая динамическая модель. Теорема Моришимы о магистрали. Алгоритмы построения, оптимальной траектории.

Рекомендуемая литература:

1. Аллен Р. Математическая экономия. — М.: ИЛ, 1963.

2. Ашманов С А. Введение в математическую экономику. — М.: Наука, 1984.

3. Гейл Д. Теория линейных экономических моделей. — М.: ИЛ, 1963.

4. Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства. — М., Экономика, 1985.

5. Ланкастер К. Математическая экономика. — М.: Сов. радио, 1972.

6. Макаров В.Л., Рубинов A.M. Математическая теория экономической динамики и равновесия. — М.: Наука, 1973.

7. Машунин Ю.К. Методы и модели векторной оптимизации. — М.: Наука, 1986.

8. Моисеев Н.Н. Математические модели экономической нау¬ки. — М.: Знание, 1973.

9. Экланд Н. Элементы математической экономики. — М.: Мир, 1983.

 

Экономическая социология

Название специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна.

Цели специализированного модуля по выборустудента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов, регулирующих экономические отношения и определяющих тип экономического поведения социальных субъектов; глубокое понимание сущности социально-экономических процессов на макро- и на микроэкономическом уровнях. Овладеть практическими навыками применения основных социологических методов для анализа конкретных социально-экономических ситуаций; формировать умения принимать оптимальные управленческие решения экономических проблем с помощью социальных технологий; использовать возможности человеческого фактора в управлении экономикой.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности существования экономической сферы общества. Она рассматривает развитие экономики как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов – различными интересами, поведением, взаимодействием отдельных личностей, социальных групп, общностей, институтов, слоёв общества. Экономическая социология выявляет механизмы, которые порождают взаимосвязи двух сфер общественной жизни – экономической и социальной, и соответственно взаимодействие экономических и социальных процессов. Достижения данной науки позволяют использовать специфические особенности социальных механизмов регулировать протекание экономических процессов.

Основные темы экономической социологии:

- социальные механизмы развития экономики;

- социальные факторы, определяющие экономическую деятельность и поведение личностей, социальных групп, общностей и слоёв, которые оказывают влияние на развитие экономической сферы общества;

- экономическая деятельность и её мотивация, особенности мотивации различных форм социально-экономического поведения личностей и социальных общностей;

- влияние хозяйственной системы на социально-экономическую структуру общества;

- влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности на эффективность общественного труда;

- взаимодействие социальных и экономических факторов, определяющих возникновение и развитие социально-экономических процессов (экономического подъема или спада, кризисов) на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях;

- социальная и экономическая эффективность управленческих решений.

Рекомендуемая литература: Бабосов, Е.М. Экономическая социология: Учебное пособие / Е.М.Бабосов. – Минск, 2004.

Радаев, В.В. Экономическая социология / В.В.Радаев. – М., 2000.

Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов / Г.Н.Соколова. – Минск, 2010.

Силласте, Г. Основы экономической социологии / Г.Силласте. – М., 2001.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

Социология управления

Название специализированного модуля по выбору студента: Социология управления

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна

Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов управленческой деятельности; овладеть методами социологического анализа конкретных управленческих ситуаций, аргументированного выбора теоретико-методологических оснований социального управления; усвоить понятия социальной и духовной эффективности и оптимальности управления. Овладеть практическими навыками применения социальных технологий на макро- и микросоциальном уровнях управления; выбора наиболее эффективных методов создания организационных управленческих систем, формирования коллектива с учетом социальных и психологических особенностей людей; использования социальных факторов лидерства в управлении; применения прикладных социологических исследований для диагностики производственных отношений и принятия оптимальных управленческих решений.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Социология управления – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности процессов управления в системе социальных отношений. Выявляя зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, она рассматривает управленческие отношения как особый вид социальных отношений, которые проявляются в различных типах социальных систем, институтов, организаций, обществе в целом, и обеспечивают их устойчивое развитие, упорядочение и совершенствования их структур, достижение их целей.

Основные темы социологии управления:

 общество как управляемая система; содержание управленческих процессов, характеризующих развитие общества как целостной саморегулирующейся системы; управление как система социального взаимодействия;

 управление как деятельность; социальные особенности, формы, методы и средства управленческой деятельности; социальные технологии управления;

 социальная структура управления, особенности планирования, программирования и прогнозирования в социальном управлении, макро- и микросоциальный уровни управления;

 деятельность органов управления (государственных и общественных) как социальных систем – подбор, формирование, расстановка управленческих кадров; отношения между организационными структурами, работниками аппарата управления и подчинёнными;

 социальная сущность лидерства; эффективность профессиональной подготовки управленческих кадров;

 роль социологической информации в системах управления; проведение социологических исследований и использование их результатов в управленческой практике.

Рекомендуемая литература:

Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2002.

Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления / А.И.Кравченко, И.О.Тюрина. – М., 2004.

Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П.П.Украинец. – Минск, 2008.

Управление – это наука и искусство. – М., 1992.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

История экономических учений

Название специализированного модуля по выбору студента История экономических учений

Специальность

1-740101 «Экономика и организация производства в отраслях АПК»

1-26020207 «Менеджмент (информационный)»

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

1-49010101 «Технология хранения и переработки зерна»

1-49010102 «Технология хлебопекарного, макаронного кондитерского производства и пищеконцентратов»

1-49010201 «Технология мяса и мясных продуктов»

1-49010202 «Технология молока и молочных продуктов»

1-740201 «Агрономия»

1-740204 «Плодоводство»

1-740203 «Защита растений и карантин»

1-740205 «Агрохимия и почвоведение»

1-740301 «Зоотехния»

1-740302 «Ветеринарная медицина»

Курс обучения 2, 1 курс НИСПО

Семестр обучения 4, 2 (для 1 курса НИСПО)

Трудоёмкость в зачётных единицах 2

Ф.И.О. лектора/профессора ассистент Федорович Ольга Олеговна

Цели специализированного модуля по выбору студента

Изучение процесса возникновения, развития, смены экономических учений в различные исторические эпохи.

Пререквизиты Экономика

Содержание специализированного модуля по выбору студента

Введение. Предмет, проблемы методологии и структура курса.

Экономическая мысль Древнего мира. Возникновение экономической мысли. Особенности формирования экономических воззрений Древневосточных обществ.. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические представления античного христианства.

Экономическая мысль Средневековья. Меркантилизм.

Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Родоначальники «классической школы» политической экономики.

Экономическое учение А. Смита. «Классическая школа» в трудах последователей. Маржинализм.

Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений. Институциализм. Теории рынка и конкуренции. Кейнсианство. Неоклассическое направление экономической мысли.

Рекомендуемая литература

1. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск : ИВЦ Минфина, 2011. — 469 с.;

2. История экономических учений: учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 5-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2006. – 340 с.;

3. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров; изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-м, 2004. – 480 с.

Методы преподавания

Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний

Язык обучения Русский

 

Русский Беларускі English Español Türkmen dili 格罗德诺国立农业大学
  • Республика Беларусь
    230008 г. Гродно ул.Терешковой, 28
  • Тел./Факс: +375 (152) 62-36-30
  • ggau@ggau.by