Меню

Выступление Витольда Казимировича Пестиса

Выступление Витольда Казимировича Пестиса, ректора Гродненского государственного аграрного университета, председателя Гродненской областной организации РОО «Белая Русь»

Становится хорошей, исторически верной традицией: ежегодное проведение слёта студентов-выпускников вузов и ссузов нашей области по наиболее актуальным вопросам развития страны и участия молодых специалистов с реализации стоящих перед ними и обществом задач.

По инициативе областной организации «Белая Русь» совместно с областными комитетами профсоюзов и БРСМ и при активном содействии облисполкома I такой слёт состоялся в декабре прошлого 2009 года. Тогда мы акцентировали внимание будущих молодых специалистов на проблемах, связанных с закреплением и становлением их, как ведущей профессиональной категории организаторов производства в важнейших отраслях всего нашего хозяйства, и особенно, в так называемых, глубинках. По итогам дискуссии I слета были направлены обоснованные предложения и пожелания в соответствующие республиканские органы управления. Они, в основном, касались проблем социального характера: улучшения условий жизни и работы молодых специалистов, их материальной и моральной поддержки и других мер, способствующих становлению и закреплению на производстве, особенно в сельской местности, и в малых городах. К нашей чести следует сказать, что ряд наших предложений рассмотрены и по ним приняты положительные решения на государственном уровне. В их числе такие жизненно важные вопросы как: обеспечение молодых специалистов, уехавших в районы по направлениям, жильем, повышение зарплаты, выделения единовременной помощи, льготных кредитов, субсидий и др. Понятно, что на этом не завершается забота о закреплении кадров в плане повышения уровня их жизни, труда и быта. Мы уверены, что эта работа будет наращиваться по мере всеобщего улучшения благосостояния  народа, а также при реализации целевых Программ развития страны.

Дорогие друзья! Заканчивается последний год пятилетки. Для нашей страны, как и для всего мирового сообщества, последние два года были не очень простыми, это обусловлено как мировым экономическим кризисом, так и рядом внешних факторов, связанных с ресурсным обеспечением. Нам, тем не менее, удалось преодолеть наиболее разрушительные последствия этих процессов. Даже в апогей кризиса, каким был 2009 год, в Республике Беларусь (в одной из немногих стран мира) не было допущено обвала экономики: не было закрытия предприятий и массовой безработицы, не допущено снижения жизненного уровня народа. При некотором спаде уровня производства по объективным причинам, все же ВВП был положительным и составил 1,2 %. С такими результатами мало кто вышел из кризиса.

Более успешно завершается текущий 2010 год. Предполагается, что внутренний валовой продукт в этом году составит 10-11 %. Фактически это уровень докризисного периода. Несмотря на негативные погодные катаклизмы, всё же в стране выращен и собран неплохой урожай зерновых культур, картофеля, свёклы, стабильно развивается животноводство.

По всем этим показателям наша Гродненская область, как и прежде, в числе лучших регионов Республики. Мы по-прежнему удерживаем лидерство по урожайности зерновых  48 центнеров с гектара, а гостеприимный хозяин нашего слёта «Прогресс-Вертелишки» на протяжении многих лет, в том числе и в текущем году, является примером для всей страны. Здесь урожайность этого года 83. На уровень докризисного периода выходят и ведущие промышленные предприятия области.

Сейчас, как обосновал в своём выступлении на съезде профсоюзов Президент страны А.Г. Лукашенко, мы стоим на пороге нового этапа. Следующая пятилетка должна стать периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси.

Текущий год настолько был сложным во всей жизни страны, особенно в экономике, настолько же он знаковый политическими событиями. Мы с Вами вступили в активную фазу президентских выборов и с полным основанием считаем, что основным нашим кандидатом на пост Президента, конечно же, является ныне действующий глава государства А.Г. Лукашенко как признанный лидер Республики Беларусь.

Одновременно с президентскими выборами идет активная подготовка к очередному четвертому Всебелорусскому народному собранию, которому предстоит утвердить Программу социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы. Как подчеркнул А.Г. Лукашенко: «…Уже стало политической традицией, что этот глобальный документ, предопределяющий дальнейшие перспективы государства, принимается не в чьих-то кабинетах, пусть даже в самых высоких, а непосредственно народом в лице представителей, которым люди доверяют такие полномочия». Проект этого документа видимо скоро будет представлен для всеобщего обсуждения. Но уже сегодня по всему видно, что Программа будущей пятилетки будет объемная, напряженная и динамичная.

Это вытекает из поставленной руководством страны цели: создать обновленный облик Беларуси. А это значит, что приоритетной задачей по-прежнему государство ставит, чтобы качество жизни людей не уступало качеству жизни самых передовых стран мира. Все предпосылки в Беларуси для этого есть. Ставка делается на модернизацию экономики, перехода всех отраслей хозяйства на более высокий технологический уровень производства, широкое внедрение инноваций. В этом состоит ключ повышения конкурентоспособности наших товаров на мировом ранке, а в целом  экономического и политического авторитета и узнаваемости Республики Беларусь.

В этом плане очень образно высказал Президент: «переступил порог завода  от генерального директора до рабочего  там железная диктатура технологическая... Пришел на поле, и там надо возделывать картофель, свёклу или ещё что-то, так диктатура технологическая: положено в эти сроки посеять - посей, убрать положено в эти сроки - убери».

Всё более актуальной для нашей страны становится задача рационального и крайне экономного использования энергетических и других материальных ресурсов. Современные тенденции повышения их стоимости заставляют наше государство искать альтернативные источники и новые рынки. От этого зависят наша экономическая безопасность и сохранение реального суверенитета страны. И Вы прекрасно знаете, какие усилия предпринимаются руководством Республики по решению этой важнейшей проблемы.

Все эти масштабные, судьбоносные задачи и созидательные программы воплощаются в жизнь во имя процветания Беларуси: её экономической мощи, её независимости, её безопасности, неуклонного повышения благосостояния её народа. Воплощать эту задачу в жизнь принадлежит молодёжи и, прежде всего, Вам  молодым специалистам.

Одном из приоритетных задач государственной политики является социальная защита молодежи  поддержка учащейся молодежи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье.

Социальная поддержка учащейся и студенческой молодежи  неизменный атрибут государственно молодежной политики. Так, на льготных основаниях в  высшие и средние специальные учебные заведения страны могут поступить победители республиканских и международных предметных олимпиад, молодые люди из социально уязвимых слоев населения.

Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. За высокие достижения в учебе, научной и общественной работе могут назначаться стипендии: персональные  Совета вуза, именные, а также за особые успехи  президентские. В 2009 году система стипендиального обеспечения позволила выплачивать стипендии 90 % учащейся молодежи, имеющей право на получение стипендии.

Наметился устойчивый рост стипендиального обеспечения. Например, если в 2000 году размер стипендии студентов составлял 19 % от бюджета прожиточного минимума, то в 2009 году  от 38,2 до 61,2 % от БПМ.

Студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений устанавливаются надбавки за особые успехи в учебе, общественной и научной работе, а также оказывается материальная помощь из средств стипендиального фонда. Кроме того, студенты и учащиеся получают социальную поддержку в случае проживания в общежитии. Осуществляется государственная поддержка и социальная защита талантливой молодежи. На решение этой задачи направлена деятельность специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

В центр внимания проводимой молодежной политики ставится не столько оказание собственно социальной помощи (что достаточно успешно решается через другие государственные программы), сколько развитие личности и инициативы молодых граждан для их самореализации и участия в создании сильной и процветающей Беларуси. Государству требуются грамотные специалисты для работы во всех отраслях экономики. Поэтому основные усилия государственной политики в области образования сконцентрированы на повышении его качества, приведении в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики.

Основным богатством нашей славной Беларуси есть и будет творческий потенциал народа: его толерантность, его, если хотите, природная одаренность, его образованность, самобытная культура и трудолюбие. Этот бесценный потенциал надо беречь, приумножать, рачительно им распоряжаться и управлять всеми процессами, особенно науки, образования и народного творчества.

Такую задачу Глава нашего государства и органы власти также ставят приоритетной и делают всё возможное для её осуществления. Как председатель областной организации «Белая Русь» и как руководитель нашего аграрного университета, я имею возможность реально видеть, участвовать и критически оценивать положительные тенденции и недостатки во всей цепочке подготовки специалистов для народного хозяйства, их становления, их отдачи и последующего профессионального роста, т.е. их судьбы.

Без преувеличения можно констатировать, что высшие и средние учебные заведения нашей области действительно являются центрами инновационного творчества, кузницами подготовки профессиональных кадров как для Гродненщины, так и для всей Республики. Вот некоторые данные на этот счёт. Только за последнюю пятилетку наш аграрный университет подготовил для страны 2247 специалистов с высшей подготовкой по 13 специальностям. Это агрономы, зооинженеры технологи высшей квалификации, экономисты, ветеринары и т.д. Подавляющее большинство наших выпускников с честью и достоинством оправдывают заботу государства о их подготовке в  высшей школе. Ведь учёба каждого обходится для нашего народа приличными затратами: в общей сложности это составляет 14700000 рублей.

К чести университета замечу, что много наших выпускников проявили себя хорошими организаторами: 113 выпускников являются руководителями АПК, 11 стали председателями райисполкомов. Многие успешно работают в других государственных органах власти. В таком же русле решают задачи подготовки специалистов и университет им.Я.Купалы, и медицинский университет, и все другие учебные заведения области.

Поверьте, у нас,  у руководителей учреждения образования и преподавательского состава,  одинакова забота и ответственность, как за качество Вашей профессиональной подготовки, так и за Вашу дальнейшую дорогу в жизни и, прежде всего, за участие в развитии науки и т.д. Во всей этой цепочке учебы и труда мы видим как положительное, так и проблемы, над решением которых нам надо работать всем вместе. Они состоят прежде всего, мы нередко допускаем просчёты в отборе абитуриентов, не только по уровню базового образования, но и по призванию, приверженности молодого человека к той или иной профессии. Это сложнейший вопрос, но от него зависит главное  будет ли из обучаемого деловой специалист, или он ограничится получением диплома?

Важнейшей проблемой остается закрепление и становление молодых специалистов выпускников вузов и ссузов по направлениям на первом месте работы, особенно если это направление в места которые мы называем «глубинкой»: в села, поселки, малые города. К сожалению немало случаев, когда выпускник  заранее настроил себя под любым предлогом уклониться от такого направления, или же если и поехал, то с намерением как-нибудь год-полтора отработать и уйти на «вольные хлеба». По состоянию на 01.01.2010 года в сельскохозяйственных организациях республики работает 62,8 тыс. руководящих работников и специалистов, что составляет 95 процентов от потребности. В Витебской, Брестской и Гродненской областях  процент обеспеченности составляет от 98 до 96 процентов. Наибольшую потребность в руководящих  работниках и специалистах испытывают сельскохозяйственные организации Минской области (7,5 процента вакансий), что ниже республиканского уровня более, чем 2 процента.

Из числа руководящих работников и специалистов в целом по республике 36 процентов имеют высшее образования, 52 процента  среднее специальное. Количество руководящих работников и специалистов с высшим образованием в Гродненской области на 6 процентов выше республиканского уровня, в Брестской области  на 2 процента. В Гомельской области  32  процента, что ниже уровня по республике на 4 процента.

Среди руководителей сельскохозяйственных организаций специалисты высшей квалификации по республике составляет 91 процент, главные специалисты  65 процентов. По Гродненской и Брестской областям эти показатели значительно выше республиканских: руководители  99 и 97 процентов соответственно; главные специалисты  75 и 73 процента. По Витебской и Могилевской областям эти показатели ниже  и составляют 83 и 87 процентов среди руководителей и 60 и 57 процентов среди главных специалистов. Анализ кадрового обеспечения показывает, на протяжении последних  трех лет удалось повысить образовательный уровень с 89% до 92%, главных специалистов с 63% до 65%.

Вместе с тем, сменяемость руководящих кадров и специалистов ежегодно составляют около 11 процентов. Этот показатель остается стабильным на протяжении последних 5 лет. Учитывая, что процент выбытия  главных специалистов на протяжении с 2005 по 2008 год составлял 14 процентов и за 2009 год составил 13%, закрепление кадров на местах остается одной из основных проблем.

Ежегодно в сельскохозяйственных организациях республики имеется около 6 процентов вакансий от штатной численности руководящих работников, по состоянию на 01.01.2010  5%, (3,4 тыс.шт.ед.), а главных специалистов  7 процентов (687 шт.ед.).

Современное сельскохозяйственное производство требует подготовки компетентных специалистов с инновационным мышлением, высокой информационной культурой, способных быстро адаптироваться в производстве, видеть его перспективу и экономически обосновывать свои решения.

Необходимо отметить, что в связи с модернизацией и техническим перевооружением производственных процессов ежегодно увеличивается потребность в специалистах с высшим образованием. В этой связи перед комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и учреждениями образования стоит задача обеспечения систематической  переподготовки и повышения уровня профессиональной подготовки руководителей и специалистов по важнейшим инновационным направлениям функционирования агропромышленного комплекса в современных условиях.

Одним из путей, способствующих решению проблем по обеспеченности сельскохозяйственных организаций высококвалифицированными кадрами, закреплению их на местах  является функционирование фондов областных исполнительных комитетов «Подготовка кадров» ежегодно выпускается около 120 специалистов.

Подготовка специалистов со средним  специальным образованием  полностью удовлетворяет потребность сельскохозяйственных организаций в соответствии с заявками.

Система распределения специалистов безусловно способствует улучшению обеспеченности сельскохозяйственных организаций специалистами, но не решает одну из основных проблем  закрепление кадров на местах.

Руководители организаций обязаны обеспечить рациональное использование молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, повышение их теоретического и  профессионального уровня, применение эффективных систем стимулирования творческой инициативы специалистов, создание для них необходимых жилищных и бытовых условий.

Ежегодно в организации АПК направляется около 1,8 тыс.специалистов с высшим образованием. Из них 4 % выпускников вузов продолжают обучение и 4% призываются на воинскую службу. (7% выпускников получают право самостоятельного трудоустройства). Из числа выпускников со средним  специальным образование 16% продолжают обучение в вузах, 3% призываются на воинскую службу.

С целью закрепления  кадров на селе Постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 января 2009 года утвержден комплекс мер по закреплению квалификационных кадров на селе. Однако все проводимые мероприятия не позволили в полной мере решить проблему образовательного уровня руководящих работников и специалистов, уменьшить отток главных специалистов из организаций АПК  района, сформировать действенный кадровый состав руководителей, который бы отвечал требованиям и запросам развивающейся отрасли.

Нам всем вместе надо это настроение, эту тенденцию переломить. С одной стороны, уже в стенах университета, в ходе учебы  каждый студент должен настроить себя на будущую работу с учетом возможных трудностей и невзгод, а мы, их наставники, должны им в этом помочь.

С другой стороны, задача государственной значимости  улучшить социально-бытовые, культурные, моральные и другие условия в этих же «глубинках», поддержать, помочь Вам, молодым специалистам, встать на ноги, поддержать Ваш авторитет, как организаторов производственных коллективов.

В свою очередь каждый молодой человек, каждый обучаемый должен понимать, что в нынешний век недостаточно лишь усредненных знаний. Вы знаете насколько мощно, масштабно и требовательно подходят к решению этой проблемы Глава государства и органы власти. Но, к сожалению, еще не всегда эти задачи решаются в полном объеме.

Думаю, что и наш сегодняшний разговор на слете выпускников  также станет новым импульсом в решении этой задачи. Реализация молодежной программы, воплощение в жизнь инновационной политики, развития науки и образования, подготовки и закрепления  молодых специалистов  это важнейшая задача для всех нас как руководителей, так и общественности. Областная организация «Белая Русь» эту задачу считает для себя важнейшей.

И еще один очень важный фактор. Для каждого молодого человека, избравшего путь к высшему образованию, закономерно возникает стремление и надежда продолжить это путь к вершинам науки. К счастью славянские народы, в их числе и белорусы, по своей природе всегда отличались высоким потенциалом дарований и талантов, что является основной составляющей экономического и духовного развития и богатства страны. Но, к сожалению, на определенных этапах жизни по воле неблагоприятных условий, (как например в 90-е годы прошлого столетия), этот  научный потенциал имел места утечки за рубеж и таким образом обогащал не свою страну, а иностранные державы. Но времена  и условия жизни меняются  меняется и эта негативная тенденция.

Положительные сдвиги отмечаются и у нас. По данным Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров НАН за четыре года только в научные организации Академии наук вернулось около 30 высококвалифицированных научных специалистов после длительной работы в Польше, США, Германии, Великобритании. Есть немало  примеров тому, что в Беларуси «мозги» возвращаются домой. Это результат разумной  политики в области образования и развития науки.

Сейчас государство стремится создавать условия для ученых и в целом для науки соизмеримые с зарубежными. Увеличены стипендии аспирантам, одаренным молодым ученым присуждаются президентские стипендии. С  принятием 441-го Указа Главы государства стало возможным существенно повышать зарплаты сотрудникам, добившимся  результатов на международном уровне. Ежегодно закупаются дорогостоящие приборы и оборудование, построен дом для сотрудников НАН, строятся общежития, решаются социальные проблемы для ученых региональных вузов, наращивается научно-материальная база:  переоснащаются лаборатории, учебные центры.

Все это ни в коем случае не означает, что создается какой-то занавес интеграции в науке. Путь к этому процессу не закрыт. Созданы условия и  возможности активного взаимодействия между научными центрами и вузами других стран с использованием всех направлений и методов. Есть возможность и у наших ученых, одаренных студентов для взаимных стажировок, широкого обмена научными открытиями и разработками, участия в совместных симпозиумах и т.д. простор для продолжения учебы, раскрытия талантов  широкий, в том числе (и это особенно важно) и в процессе творческого труда в той же «глубинке». Таких специалистов и с их стремлением мы будем всемерно поддерживать.

Для Беларуси сегодня характерно высшее образование. Например, по количеству лиц, имеющих высшее образование, Беларусь сопоставима с Канадой. Но население Канады составляет 33 млн.человек, то есть в 3 раза больше по сравнению с нашим государством.

В республике на 10 тыс.населения приходится 425 студентов. Это один из самых высоких показателей среди государств Европы.

Сегодня перед Беларусью стоит задача перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны.

Таким образом, в Республики Беларусь  сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой  - человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политики государства, направленная на создание условий  для наиболее полной  реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.

За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь занимает лидирующие позиции  в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы  повышение уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики.

Поделиться

English Español Türkmen dili 格罗德诺国立农业大学
  • Республика Беларусь
    230008 г. Гродно ул.Терешковой, 28
  • Тел./Факс: +375 (152) 62-36-30
  • ggau@ggau.by