Инженерно-технологический факультет

ВОВ

Название специализированного модуля по выбору студента:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА(В КОНТЕКСТЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ).

Ф.И.О. лектора: кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наукСтецкевич Пётр Тадеушевич.

Цели специализированного модуля по выбору студента:

1. Изучение основных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, вклада белорусов в разгром немецко-фашистских захватчиков, влияния военных событий на судьбы народов СССР и Европы.

2. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества.

3. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:

– ведения дискуссии;

– исторического анализа;

– работы с историческими документами, научной и публицистической литературой.

Пререквизиты: история.

Содержаниеспециализированного модуля по выбору студента.

СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны.

Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация фашистским блоком стран Европы в 1939–1941 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Борьба против немецкой агрессии.

НачалоВеликой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси

Разгром фашистского блока. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от гитлеровских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Рекомендуемая литература:

1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск: БГУ, 2004. – 279 с.

2. Беларусь у гады Другой сусветнайвайныі Вялікай Айчыннайвайны (верасень 1939 г. –верасень 1945 г.) // ГісторыяБеларусі: У 2 ч. –Мінск, 2003.– Ч. 2. –С. 217–279.

3. В годы суровых испытаний // Новейшая история Отечества. XXв.: Учебник для студентов вузов: В 2 т. –М., 1998. –Т. 2. –С. 129–233.

Язык обучения: русский, белорусский.

 

История мировой культуры

Название специализированного модуля по выбору студента:

«История миро-вой культуры».

Ф.И.О. лектора: кандидат культурологии, доцент кафедры общественных нау-к Банцевич Павел Казимирович.

История мировой культуры – отрасль социогуманитарного знания, которая исследует сущность и эволюцию мирового культурного процесса, анализирует культурную макродина-мику в контексте определенных исторических эпох, выявляет основные тенденции и общие закономерности развития культуры. Данная дисциплина рассматривает различные культурные стили, формы, идеалы, ценности, стремится раскрыть особенности творчества выдающихся культурных деятелей. В ней нашли отражение изучение культуры прошлого и современности с позиций многомерности, осмысление культуры личности и межличностных отношений в ус-ловиях многообразия интересов и культурного плюрализма; анализ проблем соотношения тра-диций и инноваций, национального и общечеловеческого в культуре. Содержание курса ори-ентирует учащихся на осмысление общечеловеческих культурных ценностей и соотношение их с ценностями белорусской национальной культуры.

Основные темы курса:

- Теоретические модели типологии культуры;

- Первобытная культура;

- Культура древних цивилизаций (IV тыс.-VI вв. до н.э.);

- Традиционные культуры Востока;

- Античная культура;

- Культура европейского Средневековья;

- Культура Ренессанса;

- Европейская культура эпохи Нового времени;

- Культура ХХ века;

- Белорусская культура в контексте мировой культуры

Учебный курс «История мировой культуры» формирует у студентов развернутое представление о сущности, строении, типах культуры, закономерностях исторического развития мировой и белорусской национальной культуры, функционировании культуры в обществе и роли личности в социокультурных процессах. История мировой культуры позволяет студентам получить систематизированные знания об основных культурных эпохах и их достижениях, о персоналиях мировой и отечественной культуры, о национально-культурных ценностях Беларуси и способы их защиты.

Данная дисциплина помогает овладеть практическими навыками культурной самоидентификации личности, межкультурной коммуникации и диалога, культурной толерантности, позволяет применять полученные знания в целях прогнозирования социокультурных процессов и их регулирования, в решении проблем личностного выбора и поведения в современном обществе. Изучение предлагаемого курса направлено на расширение общекультурного кругозора студентов и формирование ценностного ядра их мировоззрения, характеристики которого во многом определяют эффективность профессиональной деятельности в сфере управления.

 

Психология межличностных отношений

Название специализированного модуля по выбору студента: Психология межличностных отношений

Ф.И.О. лектора: профессор Карпук Владимир Владимирович

Цели специализированного модуля по выбору студента: Развивать психологическую культуры студентов. Сформировать систематизированные теоретические знания относительно структуры процесса общения, условий и закономерностей конструктивного общения и многообразия подходов исследования межличностных отношений. Научиться анализировать различные межличностные отношения.

Пререквизиты: Психология

Содержание специализированного модуля по выбору студента:

Психология межличностных отношений – это раздел социальной психологии, в котором рассматриваются закономерности общения и взаимодействия; раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление. Исследуются структура и функции общения, его механизмы.

Основные темы психологии межличностных отношений:

- структура и функции общения;

- межличностное восприятие и понимание;

- особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений;

- развития межличностных отношений и формирования черт характера;

- эмпатия как механизм развития межличностных отношений;

- феномен доверия-недоверия в межличностных отношениях;

- феномены межличностной привлекательности и психологической совместимости;

- эффективное общение и правила слушания;

- предотвращение и разрешение конфликтных отношений;

- психологический анализ ревности;

- психологический анализ зависти;

- психологический анализ дружбы;

- психологический анализ любви;

- добрачные, внебрачные и семейные отношения;

Рекомендуемая литература:

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2003.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

Методы преподавания: Проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы, психологический тренинг, мозговой штурм, дискуссия, круглый стол и др.

Язык обучения: Русский, белорусский.

 

Этика, эстетика

Название специализированного модуля по выбору студента: Этика и эстетика

Ф.И.О. лектора: Малиновская Т.И.

Цели специализированного модуля по выбору студента:приобщение студентов к мировому культурному и философскому опыту осмысления этических и эстетических категорий с целью повышения этического и эстетического уровня культуры студентов

Пререквизиты: Философия

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Этика как наука. История этических учений. Мораль как предмет этики. Понятие идеала в этике. Добро и зло. Проблема счастья и смысла жизни. Свобода и ответственность, долг и совесть. Этикет. Экологические ориентиры этики. Биоэтика. Клонирование, трансплантация органов и суррогатное материнство – попытка моральной рефлексии. Компьютерная этика. Проблема смертной казни. Аборт как нравственная проблема. Проблема эвтаназии.

Эстетика как наука. История эстетики. Категории эстетики:

прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Эстетика как теория искусства. Виды искусства: литература, музыка, кино, театр, изобразительное искусство, хореография, скульптура.

Рекомендуемая литература: Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 1998

Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008

Бычков В.В. Эстетика: Учебник / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2004

Методы преподавания: Метод проблемного изложения, эвристической беседы и коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (дискуссия, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и др.)

Язык обучения: русский

 

Социология управления

Название специализированного модуля по выбору студента: Социология управления

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна

Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов управленческой деятельности; овладеть методами социологического анализа конкретных управленческих ситуаций, аргументированного выбора теоретико-методологических оснований социального управления; усвоить понятия социальной и духовной эффективности и оптимальности управления. Овладеть практическими навыками применения социальных технологий на макро- и микросоциальном уровнях управления; выбора наиболее эффективных методов создания организационных управленческих систем, формирования коллектива с учетом социальных и психологических особенностей людей; использования социальных факторов лидерства в управлении; применения прикладных социологических исследований для диагностики производственных отношений и принятия оптимальных управленческих решений.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Социология управления – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности процессов управления в системе социальных отношений. Выявляя зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, она рассматривает управленческие отношения как особый вид социальных отношений, которые проявляются в различных типах социальных систем, институтов, организаций, обществе в целом, и обеспечивают их устойчивое развитие, упорядочение и совершенствования их структур, достижение их целей.

Основные темы социологии управления:

общество как управляемая система; содержание управленческих процессов, характеризующих развитие общества как целостной саморегулирующейся системы; управление как система социального взаимодействия;

управление как деятельность; социальные особенности, формы, методы и средства управленческой деятельности; социальные технологии управления;

социальная структура управления, особенности планирования, программирования и прогнозирования в социальном управлении, макро- и микросоциальный уровни управления;

деятельность органов управления (государственных и общественных) как социальных систем – подбор, формирование, расстановка управленческих кадров; отношения между организационными структурами, работниками аппарата управления и подчинёнными;

социальная сущность лидерства; эффективность профессиональной подготовки управленческих кадров;

роль социологической информации в системах управления; проведение социологических исследований и использование их результатов в управленческой практике.

Рекомендуемая литература:

Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2002.

Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления / А.И.Кравченко, И.О.Тюрина. – М., 2004.

Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П.П.Украинец. – Минск, 2008.

Управление – это наука и искусство. – М., 1992.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

Социология личности

Название специализированного модуля по выбору студента: Социология личности

Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна

Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно многообразия подходов к пониманию личности в различных социологических направлениях; представить личность как социальную сущность человека в совокупности её социальных характеристик, через механизм её взаимодействия с социальными группами, общностями и обществом в целом. Овладеть практическими навыками применения социологических знаний в поиске вариантов личностного устройства жизни в различных социальных условиях; в решении проблем личностного выбора и поведения в современном обществе; в преодолении духовного кризиса современной цивилизации.

Пререквизиты: Социология

Содержание специализированного модуля по выбору студента: Социология личности – отрасль социогуманитарного знания, которая исследует социокультурную обусловленность человеческой сущности. Рассматривая различные концепции понимания личности, социология личности стремится выявить общие социологические закономерности формирования, развития, деятельности личности, отношений между личностью и различными социальными группами, общностями, обществом в целом. В ней нашли отражение роль индивидуального, группового и общественного сознания в существовании личности, формы реализации личностных характеристик в социальном поведении, влияние на них социальных макро- и микроусловий.

Основные темы социологии личности:

- личность как социальная сущность человека и как элемент социальной системы; индивидуальный уровень самоорганизации и структурации социума;

- основные концепции и теории личности; социологическая методология и методы исследовании личности как социального элемента;

- структура личности; её социальный статус и социальные роли;

- основные социальные типы личности;

- социальная деятельность как основная характеристика личности; особенности социальной деятельности, поведения и активности личности в современном обществе;

- социальные механизмы взаимодействия личностей в различных социальных общностях; способы и стратегии индивидуально-надиндивидуальных взаимоотношений в обществе;

- механизмы и проблемы формирования, развития и социализации личности; социокультурная обусловленность процессов социализации и социальной адаптации личности; взаимосвязь развития личности и основных этапов эволюции общества;

- социальные ценности личности; проблемы формирования гармонично развитой личности.

Рекомендуемая литература: Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2006.

Бергер, П., Бергер, Б., Коллинз, Р. Личностно ориентированная социология / П.Бергер, Б.Бергер, Р.Коллинз. – М., 2004.

Смирнов, П.И. Социология личности / П.И.Смирнов. – СПб., 2001.

Хвелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л.Хвелл, Д.Зиглер. – СПб., 1997.

Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.

Язык обучения: Русский.

Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.

 

Деловой этикет и профессиональная коммуникация

Специальность:

- технология хранения и переработки животного сырья

- технология хранения и переработки растительного сырья

Ведущий преподаватель: Н.А. Гудкова, старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и права УО «ГГАУ»

В результате изучения учебного предмета «Деловой этикет и профессиональная коммуникация» обучающийся должен:

-представлять структуру личности, характера, профессиональных способностей; этапы ведения деловой беседы;

-понимать требования к профессионально значимым свойствам и качествам личности; основные этические принципы профессиональных отношений, делового общения и правила проведения деловой беседы; правила анализа конфликтных ситуаций и способы нейтрализации конфликтов;

-применять полученную информацию в целях обеспечения собственной социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда;

-соблюдать нормы профессионального этикета, общие нормы и правила поведения;

-выстраивать конструктивные профессиональные отношения, руководствуясь принципами делового общения;

-поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. В процессе изучения предмета необходимо создавать условия:

-для воспитания личностных качеств, обусловливающих социальную адаптацию выпускника учреждения профессионально-технического образования в трудовом коллективе; -развития коммуникативных способностей.

 Основные темы курса:

1. Общение. Виды и формы общения

2. Моральное регулирование в деловом общении

3. Речевой этикет: особенности и требования к деловой речи

4. Формы речевого общения : беседа, дискуссия, презентация, совещание, переговоры, неофициальные встречи

5. Дистанционное речевое общение: телефонный разговор, письма, факсы и электронная корреспонденция

6. Этика и этикет невербальных средств общения

7. Эффективное деловое общение

8. Особенности и требования корпоративной этики и этикета

9. Этика и этикет проведения праздников

10. Этика и этикет досуга делового человека

11. Деловая этика и успех

Наш адрес

Русский Беларускі English Français Español Türkmen dili 格罗德诺国立农业大学
  • Республика Беларусь
    230008 г. Гродно ул.Терешковой, 28
  • Тел./Факс: +375 (152) 62-36-30
  • ggau@ggau.by