ВОВ
Название специализированного модуля по выбору студента:
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА(В КОНТЕКСТЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ).
Ф.И.О. лектора: кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наукСтецкевич Пётр Тадеушевич.
Цели специализированного модуля по выбору студента:
1. Изучение основных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, вклада белорусов в разгром немецко-фашистских захватчиков, влияния военных событий на судьбы народов СССР и Европы.
2. Формирование гражданских и патриотических качеств, ответственности за будущее своей страны и мирового сообщества.
3. Приобретение и развитие студентами навыков и умений:
– ведения дискуссии;
– исторического анализа;
– работы с историческими документами, научной и публицистической литературой.
Пререквизиты: история.
Содержаниеспециализированного модуля по выбору студента.
СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны.
Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация фашистским блоком стран Европы в 1939–1941 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Борьба против немецкой агрессии.
НачалоВеликой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси
Разгром фашистского блока. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от гитлеровских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Рекомендуемая литература:
1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск: БГУ, 2004. – 279 с.
2. Беларусь у гады Другой сусветнайвайныі Вялікай Айчыннайвайны (верасень 1939 г. –верасень 1945 г.) // ГісторыяБеларусі: У 2 ч. –Мінск, 2003.– Ч. 2. –С. 217–279.
3. В годы суровых испытаний // Новейшая история Отечества. XXв.: Учебник для студентов вузов: В 2 т. –М., 1998. –Т. 2. –С. 129–233.
Язык обучения: русский, белорусский.
История мировой культуры
Название специализированного модуля по выбору студента:
«История миро-вой культуры».
Ф.И.О. лектора: кандидат культурологии, доцент кафедры общественных нау-к Банцевич Павел Казимирович.
История мировой культуры – отрасль социогуманитарного знания, которая исследует сущность и эволюцию мирового культурного процесса, анализирует культурную макродина-мику в контексте определенных исторических эпох, выявляет основные тенденции и общие закономерности развития культуры. Данная дисциплина рассматривает различные культурные стили, формы, идеалы, ценности, стремится раскрыть особенности творчества выдающихся культурных деятелей. В ней нашли отражение изучение культуры прошлого и современности с позиций многомерности, осмысление культуры личности и межличностных отношений в ус-ловиях многообразия интересов и культурного плюрализма; анализ проблем соотношения тра-диций и инноваций, национального и общечеловеческого в культуре. Содержание курса ори-ентирует учащихся на осмысление общечеловеческих культурных ценностей и соотношение их с ценностями белорусской национальной культуры.
Основные темы курса:
- Теоретические модели типологии культуры;
- Первобытная культура;
- Культура древних цивилизаций (IV тыс.-VI вв. до н.э.);
- Традиционные культуры Востока;
- Античная культура;
- Культура европейского Средневековья;
- Культура Ренессанса;
- Европейская культура эпохи Нового времени;
- Культура ХХ века;
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
Учебный курс «История мировой культуры» формирует у студентов развернутое представление о сущности, строении, типах культуры, закономерностях исторического развития мировой и белорусской национальной культуры, функционировании культуры в обществе и роли личности в социокультурных процессах. История мировой культуры позволяет студентам получить систематизированные знания об основных культурных эпохах и их достижениях, о персоналиях мировой и отечественной культуры, о национально-культурных ценностях Беларуси и способы их защиты.
Данная дисциплина помогает овладеть практическими навыками культурной самоидентификации личности, межкультурной коммуникации и диалога, культурной толерантности, позволяет применять полученные знания в целях прогнозирования социокультурных процессов и их регулирования, в решении проблем личностного выбора и поведения в современном обществе. Изучение предлагаемого курса направлено на расширение общекультурного кругозора студентов и формирование ценностного ядра их мировоззрения, характеристики которого во многом определяют эффективность профессиональной деятельности в сфере управления.
Психология межличностных отношений
Название специализированного модуля по выбору студента: Психология межличностных отношений
Ф.И.О. лектора: профессор Карпук Владимир Владимирович
Цели специализированного модуля по выбору студента: Развивать психологическую культуры студентов. Сформировать систематизированные теоретические знания относительно структуры процесса общения, условий и закономерностей конструктивного общения и многообразия подходов исследования межличностных отношений. Научиться анализировать различные межличностные отношения.
Пререквизиты: Психология
Содержание специализированного модуля по выбору студента:
Психология межличностных отношений – это раздел социальной психологии, в котором рассматриваются закономерности общения и взаимодействия; раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление. Исследуются структура и функции общения, его механизмы.
Основные темы психологии межличностных отношений:
- структура и функции общения;
- межличностное восприятие и понимание;
- особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений;
- развития межличностных отношений и формирования черт характера;
- эмпатия как механизм развития межличностных отношений;
- феномен доверия-недоверия в межличностных отношениях;
- феномены межличностной привлекательности и психологической совместимости;
- эффективное общение и правила слушания;
- предотвращение и разрешение конфликтных отношений;
- психологический анализ ревности;
- психологический анализ зависти;
- психологический анализ дружбы;
- психологический анализ любви;
- добрачные, внебрачные и семейные отношения;
Рекомендуемая литература:
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2003.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.
Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.
Методы преподавания: Проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы, психологический тренинг, мозговой штурм, дискуссия, круглый стол и др.
Язык обучения: Русский, белорусский.
Этика, эстетика
Название специализированного модуля по выбору студента: Этика и эстетика
Ф.И.О. лектора: Малиновская Т.И.
Цели специализированного модуля по выбору студента:приобщение студентов к мировому культурному и философскому опыту осмысления этических и эстетических категорий с целью повышения этического и эстетического уровня культуры студентов
Пререквизиты: Философия
Содержание специализированного модуля по выбору студента: Этика как наука. История этических учений. Мораль как предмет этики. Понятие идеала в этике. Добро и зло. Проблема счастья и смысла жизни. Свобода и ответственность, долг и совесть. Этикет. Экологические ориентиры этики. Биоэтика. Клонирование, трансплантация органов и суррогатное материнство – попытка моральной рефлексии. Компьютерная этика. Проблема смертной казни. Аборт как нравственная проблема. Проблема эвтаназии.
Эстетика как наука. История эстетики. Категории эстетики:
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Эстетика как теория искусства. Виды искусства: литература, музыка, кино, театр, изобразительное искусство, хореография, скульптура.
Рекомендуемая литература: Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 1998
Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008
Бычков В.В. Эстетика: Учебник / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2004
Методы преподавания: Метод проблемного изложения, эвристической беседы и коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (дискуссия, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и др.)
Язык обучения: русский
Экономическая социология
Название специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология
Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна.
Цели специализированного модуля по выборустудента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно фундаментальных законов и социальных механизмов, регулирующих экономические отношения и определяющих тип экономического поведения социальных субъектов; глубокое понимание сущности социально-экономических процессов на макро- и на микроэкономическом уровнях. Овладеть практическими навыками применения основных социологических методов для анализа конкретных социально-экономических ситуаций; формировать умения принимать оптимальные управленческие решения экономических проблем с помощью социальных технологий; использовать возможности человеческого фактора в управлении экономикой.
Пререквизиты: Социология
Содержание специализированного модуля по выбору студента: Экономическая социология – отрасль социогуманитарного знания, которая изучает социологические закономерности существования экономической сферы общества. Она рассматривает развитие экономики как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов – различными интересами, поведением, взаимодействием отдельных личностей, социальных групп, общностей, институтов, слоёв общества. Экономическая социология выявляет механизмы, которые порождают взаимосвязи двух сфер общественной жизни – экономической и социальной, и соответственно взаимодействие экономических и социальных процессов. Достижения данной науки позволяют использовать специфические особенности социальных механизмов регулировать протекание экономических процессов.
Основные темы экономической социологии:
- социальные механизмы развития экономики;
- социальные факторы, определяющие экономическую деятельность и поведение личностей, социальных групп, общностей и слоёв, которые оказывают влияние на развитие экономической сферы общества;
- экономическая деятельность и её мотивация, особенности мотивации различных форм социально-экономического поведения личностей и социальных общностей;
- влияние хозяйственной системы на социально-экономическую структуру общества;
- влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности на эффективность общественного труда;
- взаимодействие социальных и экономических факторов, определяющих возникновение и развитие социально-экономических процессов (экономического подъема или спада, кризисов) на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях;
- социальная и экономическая эффективность управленческих решений.
Рекомендуемая литература: Бабосов, Е.М. Экономическая социология: Учебное пособие / Е.М.Бабосов. – Минск, 2004.
Радаев, В.В. Экономическая социология / В.В.Радаев. – М., 2000.
Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов / Г.Н.Соколова. – Минск, 2010.
Силласте, Г. Основы экономической социологии / Г.Силласте. – М., 2001.
Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.
Язык обучения: Русский.
Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.
Социология личности
Название специализированного модуля по выбору студента: Социология личности
Ф.И.О. лектора профессора: Кандидат философских наук Янчеловская Светлана Михайловна
Цели специализированного модуля по выбору студента: Сформировать систематизированные теоретические знания относительно многообразия подходов к пониманию личности в различных социологических направлениях; представить личность как социальную сущность человека в совокупности её социальных характеристик, через механизм её взаимодействия с социальными группами, общностями и обществом в целом. Овладеть практическими навыками применения социологических знаний в поиске вариантов личностного устройства жизни в различных социальных условиях; в решении проблем личностного выбора и поведения в современном обществе; в преодолении духовного кризиса современной цивилизации.
Пререквизиты: Социология
Содержание специализированного модуля по выбору студента: Социология личности – отрасль социогуманитарного знания, которая исследует социокультурную обусловленность человеческой сущности. Рассматривая различные концепции понимания личности, социология личности стремится выявить общие социологические закономерности формирования, развития, деятельности личности, отношений между личностью и различными социальными группами, общностями, обществом в целом. В ней нашли отражение роль индивидуального, группового и общественного сознания в существовании личности, формы реализации личностных характеристик в социальном поведении, влияние на них социальных макро- и микроусловий.
Основные темы социологии личности:
- личность как социальная сущность человека и как элемент социальной системы; индивидуальный уровень самоорганизации и структурации социума;
- основные концепции и теории личности; социологическая методология и методы исследовании личности как социального элемента;
- структура личности; её социальный статус и социальные роли;
- основные социальные типы личности;
- социальная деятельность как основная характеристика личности; особенности социальной деятельности, поведения и активности личности в современном обществе;
- социальные механизмы взаимодействия личностей в различных социальных общностях; способы и стратегии индивидуально-надиндивидуальных взаимоотношений в обществе;
- механизмы и проблемы формирования, развития и социализации личности; социокультурная обусловленность процессов социализации и социальной адаптации личности; взаимосвязь развития личности и основных этапов эволюции общества;
- социальные ценности личности; проблемы формирования гармонично развитой личности.
Рекомендуемая литература: Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2006.
Бергер, П., Бергер, Б., Коллинз, Р. Личностно ориентированная социология / П.Бергер, Б.Бергер, Р.Коллинз. – М., 2004.
Смирнов, П.И. Социология личности / П.И.Смирнов. – СПб., 2001.
Хвелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л.Хвелл, Д.Зиглер. – СПб., 1997.
Методы преподавания: Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний.
Язык обучения: Русский.
Условия (требования): Владение компьютерной программой PowerPoint.