30 сентября 2020 года, в соответствии с планом работы по привлечению специалистов с производства для осуществления концепции практикоориентированного образования, перед студентами 3, 4 курса экономического факультета выступил Домостой Станислав Иванович, специалист 1-ой категории Гродненского филиала ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». В выступлении были отражены ключевые аспекты деятельности биржи, а также перспективные направления.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) – единственная товарная биржа в Республике Беларусь и крупнейшая в Восточной Европы. Ежегодно на ней совершается более 270 000 сделок на сумму порядка 2 млрд USD, а клиентская база насчитывает 17 000 компаний из 59 стран мира.
Биржевые торги проводятся в режиме онлайн с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), выдаваемой Удостоверяющим центром «БУТБ».
Торговать на бирже можно двумя способами:
- самостоятельно (необходимо аккредитоваться и получить ЭЦП);
- через биржевого брокера – профессионального участника биржевой торговли, оказывающего посреднические услуги по совершению биржевых сделок. На сегодняшний день с биржей сотрудничают более 40 брокеров, в том зарубежные (из Латвии, Литвы, России и Чехии).
Все допущенные к торгам товары разделены на 4 секции:
1. Металлопродукция – черные металлы, лом и отходы черных металлов, цветные металлы, лом и отходы цветных металлов, кабельно-проводниковая продукция, кокс, уголь и т.д.
2. Лесопродукция – лесоматериалы круглые, пиломатериалы, древесные плиты, фанера, бумага, картон, топливные брикеты и гранулы, щепа, услуги по лесозаготовке и т.д.
3. Сельхозпродукция – молоко сухое, казеин технический, масло сливочное, сыворотка, творог, консервы молочные, сыры и т.д.
4. Промышленные и потребительские товары – весь спектр промышленных и потребительских товаров, не вошедших в три первые секции.
На сегодняшний день самой перспективной является электронная торговая площадка промышленных и потребительских товаров (ППТ). В отличие от классических биржевых торговых секций, это полноценная платформа электронной коммерции, на которой можно продавать и покупать практически любые товары, размещая заявки на русском или английском языках. Площадка работает круглосуточно через Интернет, позволяя участвовать в торгах из любой точки мира. Достаточно разместить в торговой системе заявку на покупку или продажу, и информация о ней будет автоматически направлена тысячам потенциальных продавцов и покупателей. При этом отпадает необходимость самостоятельно искать деловых партнеров, запрашивать информацию о ценах и вести переговоры с каждым конкретным контрагентом, поскольку весь спрос и предложение сконцентрированы на одной площадке. Сделки могут заключаться с белорусскими и иностранными компаниями.
Кроме того, торгуя на бирже, субъекты хозяйствования минимизируют риск непоставки товара или неполучения платежа за отгруженную продукцию, поскольку:
- к торгам допускаются только проверенные компании с безупречной деловой репутацией, в результате чего автоматически отсеивается большинство неблагонадежных участников рынка;
- участники торгов могут дополнительно застраховать себя от нарушения договорных обязательств со стороны делового партнера, используя субсчета биржи для взаиморасчетов. В этом случае продавец получает оплату только после подтверждения приемки товара покупателем;
- на бирже имеется специальный отдел контроля за исполнением биржевых сделок, который помогает решать большинство конфликтных ситуаций в досудебном порядке;
- при возникновении разногласий, которые невозможно урегулировать мирным путем, участники торгов могут обратиться в действующую на бирже Арбитражную комиссию. Она имеет статус экономического суда и оперативно выносит решения по всем спорным вопросам.
Таким образом, одна из основных задач биржи – формирование биржевых котировок, отражающих реальную стоимость биржевых товаров. Объективный характер биржевых котировок позволяет использовать их в качестве ценового ориентира при заключении сделок на биржевом и внебиржевом рынках.
После выступления специалиста студенты задавали ему вопросы, начиная от особенностей корпоративной культуры до выстраивания взаимодействия деловых партнеров при осуществлении договорных отношений. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы, соответственно встреча оказалась результативной, яркой и интересной для студентов.
старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и права
Н.В. Никитина
старший преподаватель кафедры экономики АПК
С.В. Катунина