По инициативе председателя методической комиссии Высокоморного В.И. педагогический коллектив экономического факультета УО «ГГАУ» посетил одну из производственных площадок ОАО «Молочный мир».
Сама система производственного туризма позволяет предприятию решать ряд задач связанных с повышением открытости предприятия потенциальным потребителям и решения PR-задач для собственного бренда.
Преподаватели были приятно удивлены тем, что на импровизированную дегустацию пришла руководитель ОАО «Молочный мир», генеральный директор Аникеева Марина Евгеньевна. Несмотря на ее постоянную занятость как по основной работе на предприятии, так и в преддверии выборов в местные Советы депутатов, она все же выкроила время, чтобы пообщаться с сотрудниками нашего вуза.
Обращаясь к коллективу преподавателей, генеральный директор ОАО «Молочный мир» просит улучшить практикоориентированность подготовки студентов, углубить их профессиональные знания. Аникеева М.Е. знает о проблемах системы высшего образования изнутри. Являясь председателем по защите магистерских диссертаций на экономическом факультете университета им.Я.Купалы, она имеет четкое представление о недостаточном уровне подготовки современных экономистов. К чести нашего университета цифры найма выпускников данным промышленным предприятием говорят сами за себя: более 45 студентов УО «ГГАУ» трудоустроены за последние несколько лет и 19 из них только за 2017 год.
Не все могут согласиться со словами М.Е.Аникеевой, что вузы сейчас «ориентируются на зарабатывание денег», «бояться исключить кого-то за неуспеваемость», поэтому на выходе получаются «слабые специалисты». В системе образования на уровне отдельного преподавателя, к счастью, не все поставлено на коммерческую основу, в отличие от коммерческих предприятий, работающих на молочном рынке.
Не секрет, что многие работники молочного предприятия боготворят своего руководителя за умение четко организовать технологический процесс, производственную дисциплину. Чувствуется, что эта волевая женщина полна оптимизма, идей и стремится своей активной позицией вдохновлять работников своего коллектива. Все без исключения сотрудники, с кем удалось поговорить во время экскурсии, отмечают серьезные изменения и большой технологический рывок в развитии предприятия в связи с приходом Аникеевой М.Е. на должность генерального директора ОАО «Молочный мир». Не все работники могут выдержать такой ритм. Поэтому, даже глядя на фотографии из корпоративного юбилейного альбома 2013 года, понимаешь, что некоторые сотрудники уже не являются частью этого дружного коллектива. Интересно, что с приходом Марины Евгеньевны постепенно и гендерная структура высшего руководства в значительной степени сместилась в сторону женской половины. Наверное, женщинам легче выдерживать активный темп работы. По словам заместителя генерального директора по идеологической работе и социально-бытовым вопросам Вишневской Оксаны Борисовны, руководящий состав ИТР даже в декретный отпуск уходит, как правило, не более чем на полгода. Благо заработная плата руководителей на предприятии позволяет обеспечивать ребенка нянечкой, пока мама на работе. К слову, средняя заработная плата по ОАО «Молочный мир» в целом превышает тысячу рублей в месяц.
Директор ОАО «Молочный мир» достаточно современный руководитель, открытый для диалога с высшими учебными заведениями. Она с пониманием относится к необходимости практики на производстве для студентов. В отличие от многих других руководителей, которые не спешат приглашать студентов на практику, М.А. Аникеева с радостью делится производственным опытом у себя на предприятии. Подход директора ОАО «Молочный мир» для Гродно уже кажется прогрессивным, хотя современные западные компании идут ещё дальше, приходя в университеты за головами умных студентов. Они не ожидают, пока вузы подготовят им специалистов, а готовы сами привлекать наиболее талантливых и платить вузам за их целевую таргетированную подготовку.
Конечно, не все начинания директора однозначно принимаются членами трудового коллектива. Так, инициированная администрацией площадка для физического досуга сотрудников по большей части пустует, как летом, так и зимой. Однако даже на двух снимках территории предприятия, сделанных с разницей в полгода видны явные изменения. Зеленую траву заменили новогодние украшения, а лавочку для отдыха дополнила стилизованная под ковку мусорка.
Диалог с заместителем директора Вишневской Оксаной продолжился во время знакомства с производством. Удачную идею производственного туризма успешно воплотили в виде демонстрационной галереи над сырным цехом и благодаря этому получили возможность показывать гостям современный сырный цех, не приглашая их внутрь. Сверху, через большие окна открывается панорама нового производства, причем такая форма экскурсии выгодна с точки зрения соблюдения санитарных норм. Бросается в глаза автоматизированность многих процессов и практически полное отсутствие людей. Во всем сырном цеху, мощность которого рассчитана на выпуск 40 тонн продукции в сутки, трудятся менее десяти работников. С другой стороны, для людей знакомых с сельским хозяйством и технологией производства такой экскурсионный подход не открывает чего-то нового. Собственно само производство сыра как биохимический и физико-химический процесс проходит медленно и вдали от глаз обычного потребителя, даже зашедшего внутрь цеха. Вызревание сыра показать сложно, а процесс его упаковки и транспортировки – как раз тема для экскурсии.
В конце линии находится робот-манипулятор, который наверняка вызывает больше всего интереса у детей, приходящих на экскурсию, и являющийся особой гордостью коллектива предприятия. Конечно, после набора однообразных серо-металлических конвейерных лент с движущимися пластиковыми коробами или брикетами сыра, «красная рука» большого робота выглядит особо футуристично. Скорее напоминает цех автозавода, нежели производство сыра, которое больше ассоциируется с работой нежных человеческих рук технологов.
Стоит отметить, что производственный туризм является необходимым и интересным мероприятием, и, сложно угадать, для кого является более важным – для ОАО «Молочный мир» или для его потребителей.